Не будем сегодня говорить о репрессиях, которые происходили на протяжении всей истории России. Прошлый век новейшей истории также отмечен массовыми репрессиями.
Их было множество: и по политическим признакам, и по классовым, и по социальным, и, наконец, по национальным признакам. Сегодня отдельные историки и политические деятели пытаются обелить Сталина, признать его исключительную роль в становлении и развитии социализма в СССР. Я считаю, что хорошо отзываются о Сталине те, кого не затронула репрессивная машина. Благо, созданное на человеческих костях, на человеческом горе, не может считаться благом. Массовая депортация народов по национальному признаку началась буквально через два месяца после начала Великой Отечественной войны. Так 28 августа 1941 года была ликвидирована национальная автономия поволжских немцев. А сами немцы были депортированы в Казахстан, на крайний север, Красноярский и Алтайский края и в Хакасию. В дальнейшем в 1942-1944 годах были депортированы калмыки, чеченцы, ингуши, крымские татары и многие другие народы, в том числе и латыши, литовцы, эстонцы. Людям давалось всего 2-3 часа на то, чтобы собрать самые необходимые личные вещи, документы. После чего их садили в грузовики, товарные вагоны и увозили с насиженных и обжитых мест. Ссылаемые вынуждены были оставлять дома, мебель, скот, птицу, сады – всё что создавали и наживали десятилетиями. Это огромный материальный ущерб, который государство не возместило. Не говоря уже о моральных и нервных страданиях и переживаниях. Ссыльных везли как скот. По дороге многие умирали. И эти дороги смерти отмечены тысячами трупов, которые лежат в земле как безродные. А сколько умерло сосланных на новые места, нередко под открытое небо. Огромные жертвы и потери репрессированным государство компенсирует скромными льготами, которые не идут ни в какие сравнения с нанесённым ущербом.
Всего по архивным документам было депортировано около 6,5 млн. человек. Причинённое горе, невозможно измерить ни какими цифрами.
Все сосланные были ограничены в конституционной свободе: праве на перемещение. То есть депортированные обязаны были ежемесячно отмечаться в спецкомендатуре, что ни куда не сбежали и отмечать даже малолетних детей. Ограничение это действовало до 1956 года. А так как я родился в 1951 году, то тоже являюсь репрессированным. В те годы я был маленьким и не помню смысла того, как моя мать брала меня с собой на очередную отметку.
Да, все сосланные прошли страшные мучения, но не потеряли человеческий облик. Трудности сплотили их. Сосланные независимо от национальности жили дружно, поддерживали друг друга. И это помогало им выживать в не человеческих условиях. Репрессированных остаётся всё меньше. И когда-то наступит момент, что их не останется в живых ни кого. Но память о тех трагических событиях должна жить и передаваться из поколения в поколение как исторический факт, чтобы никогда больше подобное не случилось.
с. Таштып Ю. В. Бочаров